Мясникова Ирина Владимировна МКДОУ №1 "Сказка" г. Приволжск
«Современные формы взаимодействия с родителями»Тема эксперимента «Современные формы взаимодействия с родителями» Автор: Мясникова Ирина Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории МКДОУ№1"Сказка" «Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью» - эти слова Сухомлинского стали девизом моей работы с родителями.
С целью изучения семьи, на первом этапе своей работы с родителями, я провела анкетирование на тему «Взаимоотношение в семье». Проанализировав данные анкеты, я выработала тактику своего общения с каждым родителем по трем уже существующим основным принципам: – общение на основе диалога; – открытость, искренность в общении; ––отказ от критики и оценки партнера по общению. Доверительные отношения складывались не сразу. Нужно было разработать такие задачи и формы работы с родителями, где те будут не только зрителями, наблюдателями, но станут и активными участниками садовой жизни детей, помощниками воспитателя. Ведь, на мой взгляд, только в такой позиции можно создать неразрывное триединство «ребенок-родитель-воспитатель». Прочитав и усвоив соответствующую литературу, я выделила для себя 5 основных задач: Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Поддерживать уверенность родителей в собственные педагогические силы. А также, выделила три основных вида форм взаимодействия воспитателя и родителей, по которым, собственно говоря, стала работать. Индивидуальные формы: Посещение семьи на дому. Так как, на моей группе все семьи благополучные, посещаю дома один - два раза в год с целью поближе познакомиться с семьей, особенностями воспитания, отслеживать условия жизни ребенка дома.
Индивидуальные консультации. Индивидуальное общение с родителями, когда воспитатели или другие специалисты отвечают на их вопросы. Проводятся по запросам родителей. Индивидуальные беседы. Обсуждение с родителями жизни ребенка дома и в детском саду для установления позитивных отношений с семьей, получения информации о ребенке. Беседы проводятся воспитателями ежедневно. Участие родителей в управлении дошкольным учреждением. Участие родителей в советах: дошкольного учреждения, по питанию. Участие родителей в подготовке и проведении воспитательно-образовательного процесса. Проводится по согласованию с родителями в форме подготовки помещения, раздаточного и демонстрационного материала, участия в качестве ассистента, помощника в занятиях, участия в режимных процессах: утренней зарядке, прогулке, играх детей. Работа консультационных пунктов. Организация консультаций для всех желающих в определенное время несколькими специалистами детского сада, имеющими разную квалификацию: воспитателями, педагогом-психологом, руководителем физического воспитания, медицинской сестрой, музыкальным руководителем, логопедом. Следующая группа форм, это коллективные формы работы. Коллективные формы: Родительские собрания Регламентированное мероприятие, на котором решаются организационные вопросы, а также связанные с воспитанием и обучением детей, делаются сообщения для родителей руководителями и специалистами детского сада; по обсужденным вопросам принимается решение (постановление), которое фиксируется в протоколе. Конференции, семинар. Включают в себя активное обсуждение психолого-педагогических проблем, которое предполагает подготовку докладов, сообщений, активный обмен мнениями, разработку конкретных рекомендаций. Например: «Психологическое благополучие ребенка в семье и детском саду», «Легко ли быть родителями». Диспуты, дискуссии. Активное эмоциональное обсуждение родителями и сотрудниками детского сада. Неоднозначных проблем путем высказывания различных мнений и аргументов в пользу тех или иных решений. Например: «Стоит или не стоит наказывать», «Родительская позиция «взрослый всегда прав»: за и против». Круглые столы, вечера вопросов и ответов. Организуются в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например: «Рациональное питание детей», «Детские капризы» Групповые консультации. Подготовка сотрудниками дошкольного учреждения сообщений, практических рекомендаций и материалов для группы родителей, имеющих одинаковые проблемы (в воспитании детей, общении с ними, в педагогической позиции), совместное обсуждение волнующих вопросов. Например: «Агрессивный ребенок», «Застенчивый малыш», «Когда в семье брат и сестра», «Когда родитель только один». Все эти мероприятия представляют собой активное общение родителей с сотрудниками детского сада. Экскурсии. Проводятся совместные посещения детьми, родителями, сотрудниками детского сада зон отдыха, культурных мест города в целях духовного обогащения, отдыха, общения, установления позитивных взаимоотношений, эмоциональной разгрузки. Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей. Активная деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть уборка, подготовка группы к праздникам, посадка растений, совместное приготовление пособий, подарков, украшений и др.
Совместная деятельность родителей и воспитателей.
Совместная деятельность воспитателя и родителей в группе, на участке. Это может быть изготовление различного рода инвентаря, поделок для свободной деятельности детей.
Дни открытых дверей. Дни свободного посещения желающими (родителями и общественностью) детского сада с целью более детально ознакомиться с работой учреждения: занятиями, играми, режимными моментами, праздниками, развлечениями. Совместные вечера, праздники и развлечения родителей с детьми и сотрудниками дошкольного учреждения. Организуются активные, насыщенные эмоциональным общением мероприятия, в процессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, показать достижения, отдохнуть, познакомиться поближе. Например: календарные праздники (Новый год), праздники семьи, мам, пап; музыкальные, спортивные праздники, интеллектуальные вечера, открытые занятия.
Концерты. Подготовленные детские, родительские, воспитательские, совместные выступления: чтение стихотворений, исполнение песен и танцев, драматизацию сказок и других произведений. И последняя группа форм, это Наглядно - информационные формы: Родительские уголки. Представление в наглядной форме наиболее востребованной информации для родителей. о распорядке дня в детском саду, содержании воспитательно-образовательного процесса, об организации питания детей, а также психолого-педагогические, медико-гигиенические и другие сообщения. Выставки Представление результатов индивидуальной и совместной деятельности дошкольников, родителей и педагогов. Например: выставка рисунков «Моя семья», выставка «Домашние любимцы» (коты, собаки, птицы). Выставки сезонные «овощи и фрукты – витаминные продукты», делаем кормушки из подручного материала»(осень), елочные украшения(зима), «плыви, плыви кораблик»(весна) Видеосъемка. Видеосъемка различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи, воспитателями. Например: «Один день в саду», «Наши праздники», «Строим, рисуем, лепим», «Музыкальные занятия». Это основные современный формы работы с родителями, используемые мною, но мне хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал ученый Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же. 6 ноября 2017 в 16:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.